Мы не можем не затронуть загадочно-трагические события, которые разгораются на просторах Мирового океана и говорят о том, что шутить с океанической стихией не стоит.
Помните строки Лермонтова о корабле, несущемуся по волнам, без матросов и капитана? Поэт посвящал стихотворение ссылке Наполеона на остров Святой Елены. Мы хотим рассказать вам о кораблях-призраках, которые иначе называют летучими голландцами.
Суть в том, что судно, потерпевшее бедствие и оставленное командой, еще долго может держаться на плаву. Таким «голландцем» может в наше время оказаться даже современное крупнотоннажное судно.
Никто не может назвать точное число этих скитальцев. Бывало, в год случалось до 300 встреч с ними. Остановимся на самых известных историях.
Мария Целеста
В 1872 году 4 декабря в полдень с брига «Дея Грация» в 600 милях на запад от Гибралтара было замечено судно, которое двигалось под парусами в непредсказуемом неуправляемом режиме. Когда английские моряки поднялись на борт парусника с названием «Мария Целеста» убедились, что никто судном не управлял. Только паруса хлопали о мачты. В капитанской каюте на столе лежали лоции и карты и вахтенный журнал. Последняя запись в нем свидетельствовала о том, что судно достигло почти той точки, где парусник заметили с «Дея Грации». На судне не было спасательной шлюпки. Позже выяснилось, что отсутствовал хронометр, секстант и таблицы склонений солнца. В углу каюты валялся разбитый судовой компас.
В ящике стола лежала приличная сумма денег и женские украшения, а в каюте по соседству стояла швейная машинка с недошитой детской рубашкой. Это говорит о том, что на паруснике была женщина. В матросском кубрике был полный порядок: койки застелены, все сундуки целы, на столе – недокуренные труби. Складывалось впечатление, будто моряки только что вышли и вскоре вернуться. На камбузе был обнаружен огромный запас пресной воды, картофеля, муки, овощей и даже хлеб. А в трюме стояло 1700 деревянных бочек, наполненных спиртом.
Попытка взять парусник на буксир не увенчалась успехом. Никто так и не разгадал причину, по которой команда покинула судно «Марии Целесты».
Эбий Эсс Харт
В 1894 году в сентябре в Индийском океане экипаж немецкого парохода «Пиккубен» увидел трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». Все 38 членов команды оказались мертвы по неизвестным причинам.
В октябре месяце 1902 года, через 17 дней после отчаливания из мексиканского порта Мансанильо, таинственно исчез весь экипаж судна «Фрея». Также загадочно пропали все члены команды пятимачтовой шхуны «Керил Диринг», хотя личные вещи моряков и груз были на месте. На борту из живых был только судовой кот.
Марлборо Глазго
В 1913 году в октябре вблизи Пунта-Аренас у берегов Огненной земли с английского парохода «Джонсон» было замечено неизвестно дрейфующее парусное судно. На палубе никого не оказалось. Когда корабли сблизились, несколько членом команды «Джонсона» взобрались на корабль-незнакомец. На корме они увидели надпись «Марлборо Глазго». Создалось впечатление, будто судно просто оставили. Мачты и паруса уже покрылись зеленоватой плесенью. Палуба прогнила так, что можно было провалиться в трюм практически на каждом шагу.
Оказалось, что «Марлборо» экипаж не покидал. В каютах и на мостике было обнаружено 20 скелетов. Судовые документы отсырели, а вахтенный журнал покрылся мхом так, что записи в нем разобрать было очень сложно. Другие бумаги источили насекомые. Груз в трюмах превратился в однородную сплошную массу. Но ни корпус судна, ни такелаж серьезных повреждений не имели. Погодные условия позволили взять на буксир «Марлборо». Позже выяснилось, что таинственный корабль был создан в 1876 году. В 1880 году 11 января он из Новой Зеландии из Литтелтона вышел в Лондон с грузом из мороженого мяса и шерсти. В экипаже было 29 человек. Капитаном корабля являлся Дж. Херд. Последний раз этот парусник видели в Тихом океане у Огненной земли 1 апреля.
С момента исчезновения судна до того дня, когда оно было обнаружено, прошло больше 23 лет. Никто за эти годы не наткнулся на этот пропавший парусник. Все оборудование и вещи находились на своих местах. И даже скелеты лежали там, где положено быть членам экипажа. Создавалось впечатление, будто люди были чем-то сражены. Что могло случиться?
В 1948 году в феврале голландские и английские радиостанции в районе Маллакского пролива засекли сигнал бедствия, исходивший с парохода «Уранг Медан». После многократного «SOS» последовало: «Все офицеры и капитан погибли. Возможно, только я один остался в живых…» Затем серия неразборчивых тире и точек. И в конце отчетливое: «Я умираю». И все. Спасатели, поднявшиеся на борт судна, были потрясены – на корабле не было ни одного живого человека. На ходовом мостике лежал капитан, а погибшие офицеры – в рулевой и штурманской рубках. Трупы матросов виднелись по всему судну. На лицах у всех был ужас. Даже судовый пес был мертвым. При этом ни ран, ни других следов насилия ни у кого не было. Что же случилось на борту корабля? Об этом знает только Бог.
В 1955 году 10 ноября в водах Тихого океана в 187 милях на север от островов Фиджи было обнаружено полузатонувшее судно «Джойта». 25 членов экипажа бесследно исчезли, но при этом все спасательные шлюпки были на месте. Морской бот «Тувалу» на буксире привел «Джойту» в порт.
Две яхты, которые обнаружили у Азорских островов в 1969 году в июле месяце, также оказались безлюдными. Однако на борту были большие запасы питьевой воды, продуктов питания. Осталось нетронутым спасательное снаряжение.
Куда же деваются члены экипажа с этих загадочных кораблей?
Никто до сих пор не может найти объяснения тому, что случилось со всеми этими суднами. Наиболее вероятную версию предложил советский академик Шулейкин еще в 1935 году. Он выдвинул теорию об особых ультразвуковых колебаниях океана, которые возникают при штормах либо при сильном ветре на гребнях волны. Шулейкин назвал такое явление «голосом моря».
Когда возрастает скорость ветра и амплитуда волн, по утверждению академика резко увеличивается интенсивность звуковых колебаний. Инфразвуковая волна намного опережает движение урагана. Ведь она движется со скоростью 330 м/с. Когда проводились испытания генератора колебаний звука в лаборатории, окружающие неожиданно плохо себя почувствовали. Они даже стали кричать от боли. На основании проведенных опытов ученые из Франции смогли доказать, что инфразвук очень вреден для всего живого. Слабый звук оказывает воздействие на внутреннее ухо и может вызвать морскую болезнь. Средний становится причиной расстройств органов пищеварения и даже мозга, и слепоты. Сильный звук заставляет вибрировать внутренние органы – легкие, желудок, сердце, которое из-за этого останавливается. Французскому океанологу Гавро удалось установить, что инфразвук частотой 7 Гц является смертельным. А согласно Шулейкину во время шторма в океане генерируется звук частотой 6 герц.
Исследования показали, что распространяется инфразвук на значительные расстояния. Корабль может спокойно плавать в тихом море, когда будет застигнут инфразвуковым фронтом из района по соседству, где разыгрался шторм. Даже если интенсивность инфразвука немного меньше смертельной, на членов экипажа обрушивается волна беспричинного страха и ужаса. Эта состояние усиливается, когда начинают вибрировать мачты и корпус.
Видимо в такие моменты команда может в панике покинуть корабль. В подтверждение этому на многих судах были обнаружены сломанные мачты, хотя синоптики сообщали об отсутствии сильного ветра в данном районе.
Альтернативные версии
Не все ученые признали теорию Шулейкина. Например, некоторые из них, утверждают, что «сила инфразвука, излучаемого волнами, на самом деле намного меньше той, которая опасна для жизни человека и может быть создана в лабораторных условиях. Поэтому такой инфразвук не может являться убийцей. А что касается обезлюднения судов, то истории известны случаи, когда такое происходит по вполне земным причинам». Возможно, они и правы, хотя своих доводов и не приводят.
Но как объяснить гибель экипажей «Марлборо», «Эбий Эсс Харт» и «Уранг Медан»? Эпидемия? Массовое отравление? Нападение пиратов? Так это или нет, покажут дальнейшие исследования. Пока приходится признать, что мы очень мало знаем о явлениях, которые происходят в Мировом океане, покрывающем большую часть нашей планеты. Мы не знаем также и о загадках Бермудского треугольника, связанных с исчезновением самолетов и судов.
Комментариев нет :
Отправить комментарий