Географические открытия в тишине кабинетов


Взгляните на карту: омываемые холодными волнами Северного ледовитого океана, на тысячи и тысячи километров простираются берега севера России. Благодаря этой особенности географии Российской федерации, учёные получили основания для утверждений, что своим фасадом она повернута к Ледовитому океану.

Суров и жесток этот самый северный из всех океанов на нашей планете. Не только зимой, но и летом большая часть его территории в изобилии покрыта дрейфующими ледяными торосами и полями, среди которых кое-где встречаются малые и большие разводья. С давних времён многие путешественники проявляли неподдельный интерес к этой бескрайней ледяной пустыне. Именно через эти недружелюбные моря и пролегает самый короткий морской путь, который связывает восток России с её западными землями - Великий Северный Морской путь. Освоить этот путь было давнишней заветной мечтой всего человечества.


Огромное значение для освоения этих краёв имела всемирно известная Великая Северная экспедиция, продлившаяся с 1725 по 1743 г.г., в ходе которой было составлено описание северных берегов Российской империи. Правда, после проведения этой экспедиции государственный интерес к изучению северных земель России пережил заметный спад. Справедливости ради, стоит сказать, что в 1763 г. великим учёным М.В. Ломоносовым царскому правительству был подан проект новой экспедиции, что должна была пройти через северные моря к самому Тихому океану. Но, как и другие подобные проекты, он не нашёл поддержки. Дошедшим до нас классическим показателем недальновидности в отношении к освоению российского Севера можно назвать "резолюцию", наложенную воспитателем престолонаследника генералом Зиновьевым на записку, поданную одним из энтузиастов освоения Северных земель прошлого века М. К. Сидоровым на имя цесаревича.

В резолюции на записку, называемую "О средствах вырвать Север из его бедственного положения" он довольно резко высказался о том, что все эти исследования – глупость и блажь. Вот такой вот, по-солдатски прямодушный ответ – невозможно потому что невозможно. Да уж, вот каков был воспитатель наследника престола,- человек, никогда даже не слышавший об известном каждому современному пятикласснику теплом течении Гольфстрим. Жаль, но именно из-за таких невежд, мнение которых всё же имело вес, все отчаянные, как в те времена говорили, "покушения на Север" многих отдельных исследователей были изначально обречены на неудачу и довольно часто оканчивались гибелью храбрецов, взявшихся за освоение Севера.

И лишь значительно позднее, уже в нашем столетии, в арктические моря, с целью освоения Великого Северного пути, было направлено несколько крупных экспедиций на специально подготовленных ледоколах. К проведению экспедиций была привлечена и авиация. До этого история исследований полярных территорий не знала такого размаха.


Так называемый «ледяной мешок», уникальное Карское море стало объектом особенно пристального внимания учёных, ведь даже летом оно забито льдом. Кроме этого, здесь практически не появляется солнце, и весь год небо затянуто серыми тучами. А ведь именно его и необходимо было исследовать в первую очередь, потому как именно через это море и должна была проходить достаточно большая часть Великого Северного пути. На первом этапе следовало установить, в каком именно направлении, а также с какой скоростью происходит движение льдов на данной территории. Ситуация осложнялась тем, что только малое количество судов до этого могли побывать в этих водах.

Во время изучения материалов, созданных пионерами исследования "ледяного мешка", особое внимание академика В.Ю. Визе, выдающегося географа, привлёк судовой журнал корабля "Святая Анна", ставший единственным, но важнейшим документом, сохранившимся после экспедиции Г. Л. Брусилова. К сожалению, все члены экспедиции бесследно пропали в бескрайних просторах Северного Ледовитого океана. Тем, кто когда-либо читал известный роман «Два капитана», принадлежащий перу В. А. Каверина, очевидно, будет интересно узнать тот факт, что Григорий Львович Брусилов стал прототипом одного из героев книги – капитана Ивана Львовича Татаринова. К счастью, судовой журнал "Святой Анны" сохранился благодаря штурману экспедиции В. И. Альбанову (в книге названному Климовым), который, согласно заданию капитана покинул вместе с частью экспедиции стиснутое льдами судно и смог добраться до Большой земли.


Как было установлено В.Ю. Визе, экспедиция, возглавляемая Г. Л. Брусиловым, смогла пересечь Карское море как раз в тех широтах, которые ещё никогда не покорял ни один корабль. Пытаясь установить скорость и направление передвижения льдов, ученый отмечал на карте направление дрейфа судна, каждый день сверяясь с отмеченными в корабельном журнале координатами. Достаточно скоро он заметил, что льды, захватившие в плен шхуну, сначала двигались в северном направлении между 78 гр.30' и 80 гр. северной широты, а после по какой-то причине сдвинулись в сторону. Очевидно, на пути дрейфа возникло некое препятствие, помешавшее движению льдов даже несмотря на попутный ветер. "Очевидно, там находится остров", - решил ученый. Таким образом, на карте Карского моря и возник остров, который был открыт не с помощью обычной экспедиции, а теоретически, в тишине кабинетов. Сказать по правде, тогда мало кто поверил в существование острова, который был открыт «вслепую».

Но факты – самая упрямая в мире вещь: уже спустя 6 лет, в ходе экспедиции 1930 г., в которую Визе отправился на ледоколе "Георгий Седов", он и его соратники воочию убедились в том, что открытый теоретически остров действительно существует. 14 августа 1930 года члены экспедиции совершили высадку на эту землю, по праву получившую имя своего первооткрывателя, и названную остров Визе.

В книге Визе "Моря Советской Арктики" об острове Визе было рассказано, как о мрачном острове, производящем гнетущее впечатление. Остров Визе совсем невелик – его площадь составляет всего лишь 200 кв.м.

Впрочем, остров Визе - это далеко не первое "кабинетное открытие". Покинем ненадолго наш ХХ век и обратимся к веку предыдущему, когда таким же образом было сделано значительно более масштабное открытие – был «найден» целый архипелаг, состоящий из 190 островов. Первые предположения о возможности его существования принадлежали русскому офицеру Н. Г. Шиллингу. В статье, появившейся в "Морском сборнике" в мае 1865 г., им было отмечено, что исследователям удаётся сравнительно легко достигать северных берегов Шпицбергена по той причине, что между Новой Землёй и этим архипелагом, по видимому, расположена еще одна неизвестная земля, удерживающая за сбой льды, и находящаяся к северу от Шпицбергена.


Разделили это мнение и знаменитый русский географ П. А. Кропоткин, предложивший снарядить туда экспедицию. По его утверждению, на севере должна была находиться земля, на наличие которой указывает перемещение и состав ледяных глыб. Кропоткин даже отметил на карте эту землю, найденную теоретическим путём и названную Барьером Кропоткина.

Правда, правительство по тем временам просто не смогло изыскать средств для организации экспедиции в этот район. И только спустя 20 лет после выхода той самой статьи Н. Г. Шиллинга, благодаря сущей случайности на архипелаг наткнулась австрийская экспедиция Ю. Пайера и К. Вайпрехта. В какой-то момент членам группы неожиданно открылась выплывающая из густого тумана земля. Именно австрийцы, в некоторой степени «присвоив» открытие русских учёных, и назвали фактически открытый русскими архипелаг в честь императора – Землёй Франца-Иосифа. Вот таким образом и возникла она на карте Российскй территории Арктики. Острова архипелага занимают 19 тыс. кв. км, и вся территория на 87% покрыта льдом.

Естественно, было бы гораздо более верно дать этому архипелагу название в честь Шиллинга или же Кропоткина, поскольку австрийский император не имел абсолютно никакого отношения ни к географии, ни к Арктике в частности.


Известный всем по географической карте остров, остров Врангеля тоже относится к «заочным» открытиям русских учёных. Он был открыт ещё в 1787 году благодаря А. Сарычеву, который, исходя из наблюдений за льдами, движущимися в районе пролива Лонга, предположил, что в тех краях находится некая земля. Подтвердилась его теория спустя без малого сто лет - в 1876 году именно там, где и предполагалось, был открыт остров, получивший название в честь великого мореплавателя и географа, одного из первооснователей Российского Географического общества Фердинанда Врангеля.

Комментариев нет :

Отправить комментарий